Великая наука счастливо жить состоит в том, что нужно жить только в настоящем.
Пифагор.
"Любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом,
всеми доступными средствами от тела - болезнь, от души - невежество, от
желудка - излишество, от дома - разногласие, от города - смуту, от
всего в целом – неумеренность".
Пифагор
Пифагор родился в Сидоне, Финикия, около 570 года до нашей эры.
Отец Пифагора, Мнесарх, был достаточно богатым человеком, чтобы дать
сыну хорошее воспитание. Когда Мнесарх, отец Пифагора, был в Дельфах по
своим торговым делам, он и его жена Партенис решили спросить у
Дельфийского оракула, будет ли Судьба благоприятствовать им во время
обратного путешествия в Сирию. Пифия (прорицательница Аполлона), не
ответила на их вопрос, но сказала Мнесарху, что его жена носит в себе
дитя и что у них родится сын, который превзойдет всех людей в красоте и
мудрости и который много потрудится в жизни на благо человечества.
Мнесарх был столь впечатлен пророчеством, что изменил имя собственной
жены на Пифазис в честь Пифийской жрицы. Когда родилось дитя в городе
Сидоне, Финикия, оно оказалось, как и говорил оракул, мальчиком. Мнесарх
и Пифазис назвали его Пифагором, (в честь Пифии) и посвятили его свету
Аполлона.
Две с половиной тысячи лет отделяет время Его Воплощения на Земле от
дней нынешних. Он был известен всему античному миру как выдающийся
философ, математик, создатель духовной Школы. Во все области знаний Им
был внесён вклад и создана уникальная Школа для возрастания душ
человеческих, для их совершенствования.
"До современников дошли не многие фрагменты из Его трудов и легенд о
жизни Его, которые пересказывались и переписывались в те давние времена
многими. Не безупречны жизнеописания Пифагора, составленные Порфирием
или Диогеном Лаэртским и тем более — их последователями… Они собирали
факты, слухи, легенды и догадки, записанные людьми, которые сами не
знали Пифагора…
В наиболее чистом виде до вашего времени дошли "Золотые стихи” Пифагора, сохранённые Лизием.
… Ещё при жизни Пифагора начали слагать легенды о Нём. Простая жизнь
Его стала окружена ореолом тайны… Многие почитали Его как явившегося на
Землю Аполлона.
… О Своём детстве Сам Пифагор рассказывал немного. Он говорил Своим
ученикам о том, что с ранних лет Он возлюбил учиться. И — подчёркивал
важность стремления к знаниям и к познанию Истины: ибо сие есть главный
движитель души на Пути совершенствования!
Он вначале учился у многих просвещённых людей своего времени:
Гермодаманта, Ферекида Сиросского, Анаксимандра. Значимыми в Своём
духовном развитии Пифагор упоминал посвящения, полученные Им в юности у
орфиков. Именно от них Он получил знания о законах истинной
нравственности, в том числе, в этике питания, об огромных возможностях
воздействия на душу гармонии в искусстве, о Творце-Правителе всего
Мироздания, не разделённом на культы отдельных "богов”.
Впоследствии Пифагор много путешествовал по разным странам. Его сила
духа и обаяние, стремление к Истине и личная чистота были таковы, что
духовные Мастера легко допускали Его к тайнам, обычно тщательно
скрываемым от иностранцев. Он получал посвящения во многих духовных
традициях, включая египетские, проходил обучение, в том числе, в Мемфисе
и Гелиополе и там даже получил сан жреца.
Но Пифагор превзошёл всех Своих учителей, ибо за границами конкретных
религиозных традиций Он видел Единое Божественное Начало и сумел познать
Его.
Затем Он оказался в Персии, которая в те времена владычествовала
над многими народами. При дворе персидском тогда собирали философов,
врачей, предсказателей, магов… Так поступали многие властители разных
стран тех времён, и правитель персов стремился превзойти их всех в этом…
В каких бы странах Пифагор ни оказывался — Он обогащал Свой опыт мудростью других народов.
Пифагор создал Свою Школу в греческом городе Кротоне на юге Италии. И
эта Школа прославила Его имя в веках! Он собрал воедино и мудрость,
накопленную человечеством к тому времени, и Божественные Знания,
полученные Им лично, — и соединил всё это в стройную систему, охватившую
все области жизни и позволившую приближаться к Совершенству множеству
людей, познакомившихся с Его учением.
Пифагорейская школа.
В той Школе каждый мог получать те знания, к
восприятию которых был готов: начиная с подростков, обучавшихся азам
математики и музыки, — и заканчивая посвящениями для тех, кто познавали
высшие — Божественные — состояния души. Всё это было выстроено в
гармоничные ступени роста: от человека чистого, праведного в делах,
эмоциях и мыслях — до Человека Божественного!
В Школе в едином гармоничном союзе соединились религия, науки и
искусства. Ученики здесь могли получать разносторонние познания в
медицине, астрономии, геометрии, музыке, также о законах пропорций
архитектуры и ваяния. Но главными были знания совершенствовании души.
Фронтиспис - изображение Пифагора и Архимеда.
И всё служило именно этой задаче. и наслаждаться красотой было
естественным в греческой культуре тех времён. Это проявлялось и в
почтении к философам, являвшим красоту мысли, и в любовании красотой
тела человеческого, например, в спортивных состязаниях, танцах или
прекрасных статуях. Восхищались также и красотой слов в стихах поэтов,
гармонией в творениях музыкантов.
В этой атмосфере Пифагор объяснял людям законы сотворения гармонии и
красоты, учил наслаждению — через сонастройку — от их созерцания,
помогал увидеть их связь с Божественными Законами устремлённости к
Целостности и Слияния с Изначальным.
Пифагор
учил и о законе перевоплощений в развитии душ. Он говорил о множестве
рождений, которые имеет на пути к Совершенству каждая душа. Душу после
смерти тела не вечное плачевное существование в Аиде* ждёт, но новое
рождение: вновь в новом теле душа родится, чтобы продолжить своё
развитие.
Пифагор учил и о великом Центральном Огне — Солнце Бога: Творце,
Первоисточнике всего Творенья, управляющем процессами, происходящими в
Мироздании!
Труд рабов Пифагор не признавал и проповедовал свободу и ненасилие
человека над человеком и человека над миром природы. Он также объяснял
людям недопустимость и неугодность Богу жертвоприношений животных, что
существовало в традиционных верованиях и культах многих храмов.
Он объяснял необходимость именно вегетарианского питания. Сам Он и Его ученики были строгими вегетарианцами.
Пифагор всегда производил на людей неизгладимое впечатление. Движения
Его были плавными и спокойными. Речь — неторопливая и наполненная силой.
Состояние покоя не покидало Его даже в тех ситуациях, когда Его жизнь
или Его дело подвергались опасности. Никакая ситуация не могла вывести
Его из состояния гармонии, ибо Он был един с Высшей Гармонией, которая
не нарушается проблемами мира преходящего.
Его выступления вдохновляли множество людей! Он делал, казалось бы,
невозможное, объединяя в одном стройном Учении и высшие духовные истины,
и начальные основы, которые были доступными и понятными каждому
человеку. Начиналось всё со ступеней обучения нравственной чистоте. Он
объяснял законы взаимоотношений человека — с человеком, с природой, с
Богом.
Им была создана возможность для развития людей, пребывающих на любых
ступенях их роста. Для кого-то это было развитие интеллекта через
математические знания и логику, для кого-то — освоение принципов
гармонии в музыке, живописи, танце, поэзии…
Он применил нравственные законы и к государственному устройству,
подчёркивая значимость этого для воспитания достойных граждан — и
влияние Его на политиков и властителей также было огромно… И многое из
Им предложенного осуществлялось на практике.
Он посвятил Свою жизнь не утопии: нереальной мечте о прекрасном
устройстве общества. Но Он создал в Своей Школе именно реальный образец
для нравственной и гармоничной жизни людей.
В Школу Пифагора был весьма тщательный отбор учеников. Был долгий
испытательный срок: от года до нескольких лет. В течение этого времени
кандидаты знакомились с нравственными принципами и общими знаниями об
устройстве Мироздания. В публичных, открытых для всех желающих
выступлениях — вначале Сам Пифагор, а после и Его ученики подробно
говорили об этом.
Затем для кандидатов на следующие ступени обучения проводилось
вступительное собеседование: серьёзный экзамен, где проверялось, как
ученик усвоил основы… Новым в Школе было и то, что в неё наряду с
мужчинами принимались и женщины. Для женщин в те времена возможно было
лишь домашнее образование или воспитание при каком-либо храме. Но в
Школе Пифагора они имели возможность учиться наравне с мужчинами.
В Школе также не запрещались супружеские союзы между учениками. Грубые
сексуальные хотения Пифагор объявлял пороком, но утончённые нежные
взаимоотношения любящих друг друга людей называл благословлёнными Богом.
Сам Пифагор был женат и имел детей. Его жена и их дети были Его
учениками.
В Школе существовало разделение обучающихся на группы (или, точнее, последовательные ступени): слушающих и познающих.
Слушающие — это были те, кто впитывали в себя и учились
претворять в повседневной жизни и творчестве нравственные правила и
мировоззрение пифагорейцев. На этой ступени, в частности, осваивалась
внутренняя тишина. Из психоэнергетических упражнений изучались лишь
простые практики для умения управлять своей эмоциональной сферой, а
также для очищения энергетики тел. Ученики этой ступени осваивали те
начальные приёмы, которые раскрывали духовное сердце и позволяли
ощутить, почувствовать Свет и Любовь Бога. Многие из этих учеников затем
продолжали свою деятельность за пределами стен Школы, привнося новое
мировоззрение в жизнь окружающих их людей.
Познающие — это была следующая принципиальная ступень: ступень
серьёзной медитативной работы на уровне буддхи-йоги. Таких учеников
было намного меньше. Эти знания были уже эзотерическими, т.е., тайными,
доступными лишь для достойных их.
Была ещё третья очень малая группа учеников — Сияющие. Так
именовали Тех, Кто достигли Слияния с Божественным Сознанием и теперь
могли Сами сиять: излучать Божественный Свет, дарить Божественные Знания
из Первоисточника. Их было мало. Они помогали Учителю в ведении
занятий, создавали новые общины пифагорейского братства.
…
Душевная чистота нередко вызывает ненависть в тех, кто не хотят
преображать себя, чтобы стать лучше. Среди отвергнутых Пифагором
кандидатов был человек, который возненавидел Пифагора и впоследствии
ожесточил и возглавил тех, кто подожгли здание Школы и убили Пифагора и
многих из Его учеников…Это событие заставило оставшихся воплощёнными
пифагорейцев стать более осторожными, стремящимися быть незаметными
среди посторонних людей. Прямое обучение стало доступным лишь для совсем
немногих. Но на протяжении веков свет этих знаний продолжал помогать
ищущим.
Существуют легенды, что Пифагор не погиб тогда, а спасся. Они
происходят оттого, что Пифагор впоследствии являл Свой материализованный
Облик Своим оставшимся ученикам — для поддержки: чтобы они не пали
духом в тех суровых обстоятельствах.
… Знания высших ступеней в Школе не записывались. Или их записывали с
помощью тайных символов. Те, кто поднимались на достаточные высоты
развития, легко воспринимали наставления и медитации от Учителя без Его
телесного присутствия — напрямую от Сознания к сознанию...."
Золотые стихи Пифагора.
Гимн Пифагорейцев Солнцу
"Золотые стихи” содержат в себе ту часть эзотерического учения
Пифагора, которую он и его последователи признали возможным открыть
непосвященным. Лизий, его ученик, после разгрома чернью пифагорейских
общин в Великой Греции, принес эти стихи с собою в Элладу, где завещал
своим единомышленникам читать их ежедневно утром и вечером. О том, что
правило это соблюдалось у пифагорейцев в течение целого ряда веков, мы
знаем от Цицерона, Горация, Сенеки, Галиена и других древних писателей.
Сохранились они для нас целиком в
комментариях Гиероклеса и в отрывках у классиков и Отцов Церкви.
Сообразно трем степеням посвящения, стихи эти разделялись на три части:
"Приготовление”, "Очищение” и "Совершенствование”. *
Приготовление
Должен бессмертным богам приносить ты законченную
жертву;
Веру свою сохранять; чтить память великих героев;
Духам земным воздавать обычное им поклоненье.
Очищение
Мать и отца уважай вместе с родными по крови.
Другом себе избери истинно-мудрого мужа;
Слушай советов его, следуй его ты примеру;
Из-за ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься.
Если в твоей это власти, ибо закон непреложный
Тесно связует возможность с необходимостью вместе.
Страсти свои побороть свыше дана тебе сила,
Так обуздай же в себе мощным усилием воли
Алчную жадность, и лень, похоть и гнев безрассудный.
Равно один и при людях, бойся дурного поступка;
Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою.
Будь справедлив и в словах, и в поступках своих
неизменно,
Следуя в них непреклонно веленьям ума и закона;
Помни, что рок неизбежный к смерти людей всех приводит,
Помни, что блага земные, как с легкостью людям даются,
Так же легко исчезают. Что же касается горя,
Данного людям Судьбою, - то должен его ты с терпеньем
Кротким сносить, но при этом сколько возможно стараться
Горечь его облегчать: ибо бессмертные боги
Мудрых людей не повергнут свыше их силы страданью.
Много путей существует для хода людских рассуждений;
Много меж ними дурных, много и добрых, но прежде
Нужно в них зорко вглядеться, чтоб выбрать из них
настоящий.
Если же в мире возьмет верх заблужденье над правдой,
Мудрый отходит и ждет воцарения истины снова.
Слушай внимательно то, что тебе я скажу, и запомни:
Да не смущают тебя поступки и мысли чужие;
Да не побудят тебя к вредным словам и деяньям.
Слушай советы людей, сам размышляй неустанно,
Ибо безумный лишь может действовать без рассужденья;
Делай лишь то, что потом в горе тебя не повергнет
И не послужит тебе причиной раскаянья злого.
За неизвестное дело ты не дерзай приниматься,
Но научися ему; этим ты счастья достигнешь.
Но изнурять ты не должен тело свое, а стараться
Пищи, питья, упражнений в меру давать ему, дабы
Тело твое укрепилось, не зная излишеств и лени.
В жизни своей соблюдай, сколько возможно, порядок,
Роскошь во всем изгони, ибо она возбуждает
Зависть людей неизбежно. Бойся скупым быть излишне,
Бойся добро расточать, как те, что не знают работы;
Делай лишь то, что тебя ни теперь, ни потом не погубит
И потому обсуждай каждый свой шаг и поступок.
Совершенствование
Да не сомкнет тихий сон твои отягченные вежды,
Раньше чем трижды не вспомнишь дневные свои ты поступки.
Как беспристрастный судья их разбери, вопрошая:
"Доброго что совершил я? Из должного что не исполнил?”
Так проверяй по порядку все, что с утра и до ночи
Сделал ты в день - и за все, что содеяно было дурного,
Строго себя обличай, веселясь на добро и удачу.
Пользуйся сим наставленьем; думай над ним непрестанно
И постарайся к нему навсегда привязаться всем сердцем,
Ибо советы мои тебя к совершенству приблизят.
В этом клянусь тебе Тем, Кто вложил в нашу душу Тетраду,
Символ божественной сущности и добродетели высшей;
Но принимаясь за дело, прежде к богам обратися
С жаркой молитвой, дабы с помощью их ты окончил
Дело свое; а когда на пути ты своем укрепишься,
Все о бессмертных богах ты узнаешь, а также о людях,
О разделеньи существ; о Том, Кто в Себе их содержит,
Цепью единой скрепляя, а также о том, что Природа
Мира сего однородна и в Вечном мертвого нет вещества.
Это познав, ты надеждой тщетной себя не обманешь, -
Все тебе будет открыто.
Будешь ты знать еще то, что люди свои все несчастья
Сами своею виной на себя навлекают в безумьи
И выбирают свободно каждый свои испытанья.
Горе несчастным! В своем ослепленьи безумном не видят
Люди, что в их глубине таится желанное счастье.
Очень немного меж нами тех, что усилием могут
Сбросить несчастье с себя, ибо их Рок ослепляет:
Словно колеса они катятся с гор, за собою
Горестей бремя влача и раздоров, что с ними родятся,
Их управляя судьбой незаметно до самой кончины.
Вместо того, чтоб искать ссоры, где только возможно,
Люди должны бы ее избегать, уступая без спора.
Отче Зевес всемогущий! Ты один в силах избавить
Род весь людской от несчастья, Демона им показавши,
Что ослепляет их очи. Все же не должен надежду
Ты покидать на спасенье, ибо божественен корень
Рода людского и тайны Природа ему открывает.
Если же в них ты проникнешь, то скоро окончить ты
сможешь
То, что тебе предписал я. Так излечив свою душу,
Будешь вполне ты свободен от этих работ над собою.
Но воздержися от мяса, оно помешает природе
При очищеньи твоем. Если же хочешь избавить
Душу свою от земного, то руководствуйся свыше
Данным тебе пониманьем. Пусть оно правит судьбою!
После того как очистишь душу свою совершенно,
Станешь ты богом бессмертным, смерть раздавившим стопою.
|